Интервью с руководителем Управления Федерального казначейства по Кировской области Олегом Гвызиным

УПРАВЛЕНИю ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - 30 ЛЕТ

30 лет назад, 8 декабря 1992 года Указом Президента Российской Федерации № 1556 была образована система органов Федерального казначейства. За 30 лет Казначейство превратилось в эффективную, высокотехнологичную, передовую финансовую структуру, обеспечивающую казначейское обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, казначейское сопровождение бюджетных средств, исполняющую полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок, а также являющуюся оператором важнейших государственных информационных систем.

Наш разговор сегодня с руководителем Управления Федерального казначейства по Кировской области Олегом Леонидовичем Гвызиным.

ВОПРОС №1: Интересное направление - функция Казначейства по контролю в финансово-бюджетной сфере. Олег Леонидович, а что же такое риск-ориентированный подход к отбору объектов контроля с использованием новых функциональных возможностей инструментов?

ОТВЕТ: В 2016 году в рамках совершенствования финансово-бюджетного контроля и надзора и оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти была упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Ее функции были преданы Федеральному казначейству (далее – Казначейство).

С целью принципиального изменения исполнения переданных функций Казначейством была предложена новая модель, в основе которой был риск-ориентированный подход. Казначейство стало поэтапно переходить от традиционного всеобъемлющего контроля к риск-ориентированному.

Простыми словами, суть риск-ориентированного подхода заключается в снижении рисков: контроль в зонах повышенных рисков растет, а в более безопасных зонах снижается или отсутствует, при этом снижаются издержки, растет эффективность деятельности контрольного органа.

Нормативно закреплено применение риск-ориентированного подхода в федеральном стандарте «Планирование проверок, ревизий и обследований» и в приказах Казначейства, которыми определены требования к отбору объектов при планировании. 

На практике, до текущего года, формирование исходных данных для составления плана контрольных мероприятий представляло собой сложный процесс: «ручной» сбор информации о подконтрольной среде, осуществление анализа и оценку рисков, отнесение объектов контроля к соответствующим категориям рисков и их ранжирование.
В настоящее время Казначейством проводится большая работа по автоматизации процессов контрольной деятельности, в том числе и автоматизации планирования. 

Так, например, уже второй год в цикле планирования успешно применяется модуль «Риск-мониторинг» ЕИС в сфере закупок. Его основная задача - выявлять в автоматизированном режиме закупки с рисками и признаками нарушений. На данный момент этот модуль является ключевым инструментом цифрового планирования в сфере закупок. Важным моментом модуля является наличие функции расчета и контролирования нормы нагрузки по контрольным мероприятиям в сфере закупок. 

Можно смело сказать, что в этом году ситуация по планированию существенно изменилась. При формировании проекта плана контрольных мероприятий на 2023 год для риск-отбора объектов контроля были использованы функциональные возможности новых инструментов подсистемы информационно-аналитического обеспечения ГИИС УОФ «Электронный бюджет» – «Анализ рисков» и «Паспорт объектов контроля». Эти инструменты с точки зрения технологии и методологии разработаны под действующие стандарты с целью планирования контрольной деятельности на основе идентификации принадлежности потенциальных объектов контроля к категории риска, определения критериев существенности последствий нарушения и вероятности допущения нарушения. 

Значение данных инструментов сложно переоценить, благодаря этим инструментам значительно облегчен процесс планирования, появилась возможность осуществлять в автоматическом режиме ранжирование объектов контроля и отнесение их к категориям рисков, а также формировать выходные формы ранжирования в формате Exсel и автоматически их выгружать в АСП-М. Кроме того, «Анализ рисков» способен сопоставлять данные из различных источников, визуально представлять эти данные, осуществлять переходы по ссылке в другие подсистемы Электронного бюджета, в ЕИС и другие связанные информационные системы. «Паспорт объекта контроля» по своей сути является справочником, где аккумулируется вся информации о деятельности объектов контроля – получателей бюджетных средств, можно сказать, что для ревизора реализован принцип «одного окна», который будет использоваться для предпроверочного анализа. 

Следует отметить, что риск-ориентированный подход уже зарекомендовал себя как действенный механизм, повышающий уровень эффективности деятельности контрольно-надзорных органов.


ВОПРОС №2: Казначейское сопровождение – инструмент государственного контроля, обеспечивающий целевое использование бюджетных средств. Олег Леонидович, расскажите об этом инструменте.

ОТВЕТ: Механизм казначейского сопровождения начал внедряться в органах казначейства в 2016 г. и на протяжении последних 6 лет интенсивно развивался. Закрепление в 2022 году в Бюджетном кодексе РФ положений о казначейском сопровождении стало итогом колоссальной работы, проводимой Минфином России и Федеральным казначейством.

В чем суть казначейского сопровождения? 

При казначейском сопровождении средств, определенных законом о федеральном бюджете, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - исполнителям по контрактам открываются лицевые счета в органах Федерального казначейства. Перечисление средств с указанных лицевых счетов осуществляется после проведения санкционирования расходов, включающего в том числе проверку документов, подтверждающих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, что обеспечивает расходование средств только на цели, предусмотренные условиями контрактов (договоров). 

В случае расширенного казначейского сопровождения дополнительно осуществляются: проверка факта и срока поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе с использованием фото-, видеофиксации; контроль предельной доходности; проверка раздельного учета затрат. 

Говоря о казначейском сопровождении, не могу не остановиться на бюджетном мониторинге – новой задаче Федерального казначейства, направленной на недопущение финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения.
Новацией 2022 года явилось закрепление в Бюджетном кодексе РФ положений о проведении органами казначейства бюджетного мониторинга при открытии лицевых счетов участникам казначейского сопровождения и осуществлении операций на указанных лицевых счетах. Аналогичная проверка проводится и в отношении региональных и муниципальных участников казначейского сопровождения, лицевые счета которым отрыты в финансовых органах субъекта РФ (муниципального образования). 

Применяемые меры реагирования, в зависимости от вида признака финансового нарушения, можно условно разделить на три вида: блокирующие, предупредительные, информационные. При этом информационной базой служит информация, размещаемая на официальных сайтах Минфина России, Федеральной налоговой службы, Росфинмониторинга. 

В рамках осуществления бюджетного мониторинга органы Федерального казначейства обмениваются информацией с налоговыми, таможенными и антимонопольными органами. Информация о результатах бюджетного мониторинга доводится до органов, осуществляющих функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения; государственных (муниципальных) заказчиков.


ВОПРОС №3: Олег Леонидович, поделитесь, а какой вектор цифровой трансформации в органах ФК?

ОТВЕТ: Напомню, что в основе цифровой трансформации лежат масштабные интеграционные процессы, способные повлиять на все направления деятельности организации, компании, отрасли и, в целом, государства. В своем выступлении на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам В.В. Путин отметил: «Формирование цифровой экономики – это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкурентности отечественных компаний, позиций страны на мировой арене на долгосрочную перспективу, по сути на десятилетия вперед».

Платформенное решение в рамках управления доходами, постоянное и стремительное развитие ЕИС, создание Федеральным казначейством новой цифровой платформы для проведения торгов государственным имуществом, создание визуальных дашбордов по оперативным учетным данным для ситуационного центра Правительства РФ, практическое использование инструментов «Риск-мониторинга», выстраивание системы контролинга, рулинга, создание цифрового казначейского сопровождения, осуществление бюджетного мониторинга - все это говорит о том, что процесс цифрового развития в структуре ФК в самом разгаре.

Вызовом времени в рамках реализации контрольных полномочий ФК является оперативное реагирование на отклонение от бюджетного поведения и возможность минимизировать реализацию рисков нарушений. Эти вызовы все больше делают акцент на незаметный цифровой контроль в рамках мониторингов и предупреждающих позиций. И в первую очередь ставят цель отцифровать бизнес-процессы, а не сам контроль. 

Инвентаризация документооборота, унификация, стандартизация, клиентоориентированность - все это частички создания Национальной системы управления данными. НСУД – это федеральная государственная информационная система в инфраструктуре электронного правительства, предназначенная для систематизации и обеспечения контроля качества государственных данных, формирования и ведения реестра информационных ресурсов, автоматизации процессов управления госданными.

Можно отметить, что помимо задач, поставленных в Ведомственной программе Цифровой трансформации, часть мероприятий, проводимых ФК, погружены в ведомственный проект "Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений". В том числе такие, как создание к 2027 году единой электронной системы формирования данных учета и отчетности государственных финансов путем консолидации учетной информации о государственных финансах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и создание единой электронной СФАД-среды автоматизированного контроллинга, анализа и учета государственных финансов для государственных (муниципальных) органов и организаций бюджетной сферы в целях повышения эффективности и качества управленческих решений. 

На пленарном заседании Московского финансового форума Михаил Мишустин в своем докладе «Финансовый суверенитет России: миф или реальность» сделал особый акцент на темпах, которые необходимы при переходе в «цифру»: «…нужна ускоренная цифровизация сектора. Мир активно переходит на облачную инфраструктуру, это важнейший элемент конкурентноспособности, то, что раньше занимало недели и месяцы, происходит за пару кликов или касание экрана смартфона, но при этом мы обязаны сохранить независимость от регуляторов государств, где расположены серверы, и, конечно, обеспечить кибербезопасность нашей системы». 

Продолжая тему цифровизации, отмечу, что Цифровая трансформация обуславливает переход на электронный документооборот, юридическую значимость которого гарантирует использование электронной подписи.
Удостоверяющий центр Федерального казначейства (далее – УЦ ФК) занимает второе место по количеству создаваемых сертификатов (на основании отчета СМЭВ за январь-август 2022 года), обеспечивая ими должных лиц государственных органов, некоммерческие организации и коммерческие организации при казначейском сопровождении. Так, с 23.01.2017 введена в эксплуатацию информационная система «Удостоверяющий центр Федерального казначейства», которая позволила оперативно получать сертификаты и осуществлять их плановую смену без посещения Казначейства. С 2021 года прием заявлений на выдачу сертификатов, а также вручение сертификатов от имени УЦ ФК возможно посредством доверенных лиц, перечень которых расширяется.
Универсальность выдаваемого удостоверяющим центром сертификата и расширение поддерживаемых средств криптографической защиты сделало возможным использование одного сертификата в различных информационных системах, в том числе оператором которых не является Казначейство, например, Портале «Росреестра», информационных системах учреждений здравоохранения, образования, судебной системы, Программно-техническом комплексе «КриптоБиоКабина» и других. 

Наделение Казначейства полномочиями удостоверяющего центра позволяет экономить расходование бюджетных средств на получение сертификатов и средств криптографической защиты информации.

Статистику выдачи сертификатов в режиме реального времени можно посмотреть на онлайн-витрине.


ВОПРОС №4:
 Олег Леонидович, расскажите об Электронном сертификате? Что эта за инструмент? Кто и как им может воспользоваться?

ОТВЕТ: Электронный сертификат (далее - ЭС) - новый платежный инструмент, который позволяет гражданам получать меры государственной поддержки в различных жизненных сферах. Сертификат представляет собой реестровую запись информации, которая привязана к национальному платежному инструменту – банковской карте «Мир».

Процедура оформления ЭС достаточно простая. Так, чтобы получить ЭС, нужно подать заявление в региональном отделении ФСС либо на портале госуслуг или через МФЦ. Единственным условием является наличие у гражданина действующей карты «Мир». 

Сведения о формировании, изменении, использовании ЭС размещаются в Государственной информационной системе электронных сертификатов (далее – ГИС ЭС), оператором которой является Федеральное казначейство. Территориальные органы Федерального казначейства Российской Федерации осуществляют переводы денежных средств в обеспечение оплаты посредствам ЭС. Так Управлением Федерального казначейства по Кировской области первая оплата по ЭС на приобретение технических средств реабилитации для инвалидов (далее – ТСР) была произведена 22 октября 2021 г., а в текущем году сумма аналогичных выплат составила уже более 20 млн. руб. 

Конечно применение ЭС не ограничивается приобретением ТСР. Возможности применения ЭС очень широки как в социальной сфере, так и в медицинской сфере, сфере культуры и образования, сельского хозяйства и т.п. В 2023 году планируется оформление ЭС на приобретение лекарственных препаратов, медицинских изделий, продуктов лечебного питания, а также услуг по «Пушкинской карте». В будущем к ЭС планируется «привязать» школьное и дошкольное дополнительное образование, санаторно-курортное лечение, образовательные кредиты, общественный транспорт и многое другое.

Оглядываясь на пройденный путь, можно с уверенностью сказать, что система казначейства выдержала испытание временем и продолжает стабильно и динамично расти и развиваться в современных реалиях.
Сегодня, в преддверии славного Юбилей, 30-летия со дня возрождения органов Федерального казначейства, желаю всем сотрудникам казначейской дружной семьи счастья, добра, благополучия, уверенного взгляда в будущее, преумножения наколенного опыта и расширения профессиональных знаний!