№ 136, ноябрь 2024

Разъяснение по вопросу порядка проведения плановой проверки государственной инспекцией труда работодателя

Вопрос: Каков порядок проведения плановой проверки государственной инспекцией труда работодателя?

Ответ прокомментировал руководитель Государственной инспекции труда в Кировской области А.А. Бердинских.

Комментарий:

Порядок проведения плановой проверки ГИТ работодателя
Взаимодействие ГИТ с работодателем в рамках государственного контроля (надзора) осуществляется, в частности, при проведении плановых проверок в форме выездной проверки (п. 1 ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), п. п. 6, 35 Положения N 1230).
Под выездной проверкой ГИТ понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным работодателем, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения работодателем обязательных требований, а также оценки выполнения решений ГИТ (ч. 1 ст. 73 Закона N 248-ФЗ).
Основанием для осуществления плановой выездной проверки является наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий (п. 2 ч. 1 ст. 57 Закона N 248-ФЗ, п. 35 Положения N 1230).
Выездная проверка ГИТ проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) работодателя (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля (ч. 2 ст. 73 Закона N 248-ФЗ).
Выездная проверка проводится, в случае если не представляется возможным (ч. 3 ст. 73 Закона N 248-ФЗ):
  • удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении ГИТ или в запрашиваемых им документах и объяснениях работодателя;
  • оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) работодателя и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в ч. 2 ст. 73 Закона N 248-ФЗ место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
При проведении плановой выездной проверки для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
Если в ходе контрольных (надзорных) действий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись, об этом делается отметка в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи должно обеспечивать фиксацию даты, времени и места их проведения.
Материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, полученные с применением фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, приобщаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (п. 37 Положения N 1230).
О проведении выездной проверки работодатель уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки по общему правилу не позднее чем за 24 часа до ее начала (ч. 6 ст. 73 Закона N 248-ФЗ).

Обратите внимание! До 2030 г. действуют ограничения на проведение, в частности, плановых проверок в рамках государственного контроля (надзора) (п. п. 1 - 4 Постановления Правительства РФ от 24.03.2022 N 448, п. п. 11(3), 11(4) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336).

Сроки проведения ГИТ плановых проверок работодателя
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры (п. 36 Положения N 1230).
Период, охватываемый контрольными (надзорными) мероприятиями в рамках плановой проверки государственной инспекцией труда, нормативно не определен.
Таким образом, инспекторы труда при проведении плановых проверок вправе, в частности, истребовать у работодателя документы и (или) получать письменные объяснения, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций за любой период осуществления им деятельности с учетом сроков хранения соответствующих документов (ч. 1 ст. 357 ТК РФ, Перечень, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236, разд. IV Инструкции, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 237).
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия (за исключением установленных случаев). Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту (п. 6 ч. 1 ст. 57, ч. 7 ст. 73 Закона N 248-ФЗ, п. 49 Положения N 1230).

Периодичность проведения плановых проверок ГИТ
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля проводятся ГИТ в зависимости от присвоенной категории риска. Так, периодичность проведения выездной проверки следующая (п. 15 Положения N 1230):
  • в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, - один раз в 2 года;
  • в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, - один раз в 3 года;
  • в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, выездная проверка проводится один раз в 5 лет;
  • в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, - один раз в 6 лет.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.

А.А. Бердинских

ноябрь 2024 года